Добро пожаловать на форум Yarik-Sat

||| Если это Ваш первый визит, рекомендуем почитать Условия использования сайта и форума Yarik-Sat.Ru . Для размещения своих сообщений необходимо войти или зарегистрироваться ... |||


"Протон-М"

Автор qwest, Воскресенье 18 Май 2014, 20:47:03

« предыдущая тема - следующая тема »
Вниз

qwest

Рогозин объявил о приостановке полетов "Протонов"

  Вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин, ответственный в правительстве за ракетно-космическую промышленность, заявил, что полеты ракет-носителей "Протон" будут приостановлены до окончания работы комиссии, созданной после аварии одного из них.

  Ранее Центр Хруничева проинформировал, что при запуске ракеты-носителя "Протон" с самым мощным российским спутником связи "Экспресс-АМ4Р" возникла нештатная ситуация во время работы третьей ступени. По данным Роскосмоса, ЧП произошло на 540-й секунде полета.
  "Встреча с директорами московского, воронежских и пермского предприятий промышленности центра Хруничева, руководителями военных приемок закончилась. В ней также приняли участие представители руководства Минобороны, Роскосмоса и Объединенной ракетно-космической корпорации. Разговор тяжелый. Правительство ждет результатов работы аварийной комиссии. До окончания ее работы полеты "Протонов" приостановлены", -- написал он на своей странице в Facebook.
Рогозин также отметил, что в Центре имени Хруничева "налицо системный кризис", который, по его словам, привел к "деградации качества" работы.
  Какие еще аварии ракет "Протон" происходили в России
2 июля 2013 года ракета "Протон-М" с тремя российскими навигационными космическими аппаратами "Глонасс-М" упала на космодроме Байконур на первой минуте старта. Причиной аварии стала неправильная установка датчиков угловых скоростей на ракете

Что представляет собой "Протон-М"

Ракета-носитель (РН) тяжелого класса "Протон-М" предназначена для выведения автоматических космических аппаратов на орбиту Земли и затем в космическое пространство. Ракета разработана Государственным космическим научно-производственным центром (ГКНПЦ) имени М.В. Хруничева и используется для запуска российских федеральных и иностранных коммерческих космических аппаратов



PREDATOR77

"Протон" подвел "Экспресс-АМ4R"

Ракета-носитель "Протон-М" с космическим аппаратом "Экспресс-АМ4R" на борту, стартовавшая с космодрома Байконур 16 мая в 1:42 по московскому времени, сгорела в плотных слоях атмосферы. Разгонный блок "Бриз-М" со спутником не успел отделиться от ракеты. Запуски "Протона-М" приостановлены на время расследования аварии.
О неудачном запуске сообщила в ночь с четверга на пятницу пресс-служба Федерального космического агентства (Роскосмоса). "Во время выведения на этапе работы третьей ступени ракеты-носителя возникла нештатная ситуация, и космический аппарат не был выведен на орбиту, - подчеркивается в сообщении. - В настоящее время представители специально созданной комиссии анализируют телеметрическую информацию и выясняют причину возникновения нештатной ситуации".
На запрос ComNews пресс-служба ведомства не ответила. Глава Роскосмоса Олег Остапенко заявил ИТАР-ТАСС, что причиной нештатной ситуации могло стать падение давления в одном из рулевых двигателей третьей ступени носителя. "Точную причину сейчас трудно назвать, будем изучать телеметрию", - добавил он.
"Головной блок в составе разгонного блока "Бриз-М" и космического аппарата "Экспресс-АМ4Р" не успел отделиться от ракеты и не был выведен на орбиту", - сказал Остапенко.  В момент аварии "Протон" находился на высоте 161 км над Китаем, обломки сгорели в плотных слоях атмосферы над Тихим океаном. "По нашей предварительной информации, до Земли ничего не долетело", - подчеркнул глава Роскосмоса.
По словам Остапенко, сейчас к работе приступила комиссия по расследованию причин ЧП. "Идет предварительной анализ на космодроме Байконур, затем материалы будут переданы для дальнейшей работы в Москву", - уточнил чиновник. Он также сообщил, что комиссию, возможно, возглавит первый заместитель гендиректора ЦНИИмаш Александр Данилюк. "Решение будет позже. Я уже определил его кандидатуру", - добавил Остапенко в пятницу.
В свою очередь пресс-служба Минкомсвязи уточнила, что в состав межведомственной рабочей группы по расследованию причин нештатной ситуации вошли представители Роскосмоса, Россвязи, оператора спутника ФГУП "Космическая связь" (ГПКС) и его производителя компании Airbus Defence and Space.
По информации министерства, разрушение третьей ступени ракеты-носителя "Протон-М" с разгонным блоком "Бриз-М" произошло при скорости полета 7 км/с. "Неудачно запущенный спутник был предназначен для предоставления услуг телерадиовещания, широкополосного доступа в Интернет, услуг мультимедиа, телефонии и для создания сетей связи на основе технологии VSAT, а также для решения задач подвижной президентской и правительственной связи практически на всей территории России, включая удаленные районы Дальнего Востока, а также в странах СНГ и Центральной Европы", - отмечается в пресс-релизе ведомства.
Потеря спутника "Экспресс-АМ4R" откладывает перспективные планы Минкомсвязи России по обновлению и развитию гражданской группировки спутников связи и вещания, однако не влияет на оказание услуг, считает ведомство. Трансляция многопрограммного цифрового теле- и радиовещания, а также первого и второго федеральных мультиплексов продолжается со спутников "Экспресс-АТ1", "Экспресс-АТ2" и "Экспресс-АМ5".
Пресс-секретарь ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (РТРС) Игорь Степанов подтвердил ComNews, что предприятие планировало использовать мощности "Экспресса-АМ4R" для распространения цифрового телесигнала, но отсутствие этого спутника не скажется на сроках выполнения ФЦП "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015 гг.". По его словам, схемы, которые планировались РТРС в качестве резервных, теперь станут основными, и наоборот.
РТРС арендовала на "Экспрессе-АМ4R" емкость в 140 МГц, уточнил Степанов. Этот объем в настоящее время распределен между двумя космическими аппаратами ГПКС - "Экспресс-АМ3" и "Экспресс-АМ5", а также "двумя или тремя" спутниками серии "Ямал", принадлежащими ОАО "Газпром космические системы" (ГКС). В ближайшее время такая схема распределения ресурса сохранится, отметил Игорь Степанов.
Тем временем Минкомсвязи совместно с Россвязью и ГПКС разрабатывает "меры, направленные на минимизацию возможных негативных последствий для отрасли спутниковой связи и вещания и обеспечение защиты орбитально-частотного ресурса Российской Федерации в точке 80? в.д.", подчеркивает министерство.
Для обеспечения телерадиовещания на территории РФ будет перераспределен связной ресурс спутников, изменится плановая точка стояния нового спутника "Экспресс-АМ6" (ранее - 53? в.д.; орбитальная позиция "Экспресса-АМ4R" - 80? в.д.), который планировался к запуску в середине июля 2014 г. Планируется, что срок создания нового спутника, который придет на замену утерянного аппарата, составит около трех лет. Пресс-служба министерства не ответила на вопрос ComNews, станет ли этот спутник точной копией "Экспресса-АМ4R" или он будет принципиально новой конструкции.
Разговоров с Airbus Defence and Space о создании нового спутника пока никто не вел, сообщил глава представительства компании в России Владимир Терехов. Он также подтвердил, что производитель готов принять заказ, если таковой поступит. "Спутники мы делать умеем", - отметил Терехов.
"Утрата космического аппарата "Экспресс-АМ4R" поставила крест на работе многих специалистов и, без сомнения, является трагическим событием для всей отрасли связи в России, - заявил глава Федерального агентства связи (Россвязи) Олег Духовницкий. - Притом что космический аппарат был застрахован, время, затраченное на его производство, нам не вернуть. Сам аппарат был готов к началу эксплуатации, подвела ракета-носитель. Необходимо сосредоточиться на анализе ошибок, допущенных при организации запуска, дабы не подвергать неоправданному риску планы нашего подведомственного предприятия "Космическая связь" на этот и последующий годы".
Представитель ГПКС заверил ComNews, что предприятие "в сложившейся ситуации предпримет все возможные усилия для защиты российского орбитально-частотного ресурса". По его словам, стоимость космического аппарата составляла около 150 млн евро (почти 7,155 млрд руб.). При этом страховая сумма по договору страхования запуска и эксплуатации "Экспресса-АМ4R" равняется 7,835 млрд руб., страховщиком выступило ОАО "Ингосстрах", следует из документов на сайте ГПКС.
По словам вице-президента "Ингосстраха" Ильи Соломатина, была застрахована и ответственность перед третьими лицами (в случае наличия пострадавших от падения спутника), максимальный лимит которой составляет 6 млрд руб. Перестраховщиками выступили ведущие западные компании.
Представитель производителя ракеты-носителя "Протон-М", ФГУП "Государственный космический научно-производственный центр им. М.В.Хруничева" (ГКНПЦ), в беседе с ComNews подчеркнул, что "никакой информации о том, что стало причиной аварии, пока нет". По его словам, неизвестно, войдет ли кто-то из сотрудников предприятия в состав комиссии, расследующей аварию.
Тем временем до завершения работы комиссии запуски ракет-носителей "Протон" будут приостановлены, заявил по итогам встречи с руководством ГКНПЦ заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Рогозин. "Разговор тяжелый, - написал вице-премьер на странице в Facebook. - Налицо системный кризис на предприятии, приведший к деградации качества. Будем помогать коллективу выйти из черной полосы".
В текущем году с помощью "Протона-М" планировалось запустить еще три космических аппарата ГПКС ("Экспресс-АМ6" в июле, "Экспресс-АМ8" в августе, "Экспресс-АМ7" в сентябре) и один - ГКС ("Ямал-401" в августе). Кроме того, ставку на ракету-носитель "Протон-М" с разгонным блоком "Бриз-М" сделали и многие зарубежные операторы. До конца 2014 г. ими должны были стать еще пять структур: SES (запуск спутника Astra 2G запланирован на май 2014 г.), Inmarsat (Inmarsat-5 F2, май; Inmarsat-5 F3, III квартал; EuropaSat, декабрь), Администрация связи и транспорта Мексики (Mexsat 1, июнь), Turksat (Turksat 4B, июнь), TerreStar Networks (TerreStar 2, июнь; см. колонкуComNews от 29 апреля 2014 г.).
Спутник "Экспресс-АМ4R" был создан в качестве дубликата аппарата "Экспресс-АМ4", который при запуске 18 августа 2011 г. вышел на нерасчетную орбиту в связи с нештатной работой разгонного блока (см. новостьComNews от 24 августа 2011 г.). Спутник был полностью работоспособен, частично раскрыл панели солнечных батарей, был ориентирован на Солнце и находился в режиме "стабильного ожидания", при этом его невозможно было перевести на рабочую орбиту. 25 марта 2012 г. аппарат был сведен с нерасчетной орбиты и сгорел в плотных слоях атмосферы. Несгоревшие обломки затоплены в северной части Тихого океана к северу от Гавайских островов.
"Экспресс-АМ4", а затем и "Экспресс-АМ4R" строились на базе спутниковой платформы Eurostar E3000 производства EADS Astrium (так тогда назывался Airbus Defence and Space) с мощностью полезной нагрузки 14 кВт и суммарной емкостью 2,722 ГГц - около трети от емкости всей спутниковой группировки ГПКС. В составе полезной нагрузки - 30 транспондеров C-диапазона, 28 - Ku-диапазона, два - Ka-диапазона и три - L-диапазона (всего 63 транспондера), а также 10 антенн с перенацеливаемыми лучами.

PREDATOR77

Названы предварительные причины крушения «Протон-М»

По сообщению ИТАР-ТАС, Роскосмос сделал заявление о возможных причинах аварии при неудачном запуске ракеты-носителя «Протон-М» прошлой ночью. Ракета несла на борту российский спутник «Экспресс-АМ 4Р».
Стоимость этого спутника связи составляла 1 миллиард рублей. Согласно заявлению, причиной катастрофы возможно стало критическое понижение давления в рулевом двигателе в районе третьей ступени ракеты.
Внештатная ситуация с носителем началась на 540-й секунде полета. По одной информации «Протон-М» упал на Алтае, по другой в акватории Тихого океана. Есть также информация, что обломки и вовсе сгорели в воздухе над Тихим океаном, не успев приводниться.
Илья Соломатин Вице-президент «Ингосстраха» рассказал РБК, что риски запуска спутника «Экспресс-АМ4Р» были застрахованы. При этом, однако, он не берется делать прогнозы на счет того будет ли авария признана государственной комиссией как страховой случай. По его словам очень многое будет зависеть от того, какие именно в акте государственной комиссии официальные причины будут указаны.
Многие компании предоставляющие услуги спутникового телевидения в России поспешили успокоить своих клиентов и пообещали что неудача со спутником не отразится на качестве предоставления услуг.
Напомним, что 2 июля 2013г. Имела место другая катастрофа с участием РН «Протон-М». Тогда она несла три спутника ГЛОНАСС. Это событие показывали в прямом эфире на российском телевидении.

qwest

Авария "Протона" грозит космической чехардой

  Мораторий на запуск ракет-носителей "Протон" на время расследования его аварии может сорвать ввод в эксплуатацию нескольких ключевых спутников - как российских, так и зарубежных.
  В пятницу, 16 мая, ракета "Протон-М" с космическим аппаратом "Экспресс-АМ4R" на борту, стартовавшая с космодрома Байконур в 1.42 по московскому времени, сгорела в плотных слоях атмосферы. Разгонный блок "Бриз-М" со спутником не успел отделиться от ракеты.
  О приостановке запусков "Протона" до завершения работы специальной аварийной комиссии заявил в субботу заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Рогозин по итогам встречи с руководством производителя ракеты - ФГУП "Государственный космический научно-производственный центр им. М.В.Хруничева" (ГКНПЦ; см. новость ComNews от 19 мая 2014 г.). "Разговор тяжелый, - написал вице-премьер на странице в Facebook. - Налицо системный кризис на предприятии, приведший к деградации качества. Будем помогать коллективу выйти из черной полосы".
  В текущем году с помощью "Протона-М" планировалось запустить три космических аппарата ГПКС ("Экспресс-АМ6" в июле, "Экспресс-АМ8" в августе, "Экспресс-АМ7" в сентябре) и один - "Газпрома космические системы" ("Ямал-401" в августе). Кроме того, ставку на ракету-носитель "Протон-М" с разгонным блоком "Бриз-М" сделали и многие зарубежные операторы. До конца 2014 г. ими намеревались воспользоваться еще пять структур: SES (Astra 2G - май 2014 г.), Inmarsat (Inmarsat-5 F2 - май; Inmarsat-5 F3 - III квартал; EuropaSat - декабрь), Администрация связи и транспорта Мексики (Mexsat 1 - июнь), Turksat (Turksat 4B - июнь), TerreStar Networks (TerreStar 2 - июнь; см. колонку ComNews от 29 апреля 2014 г.).
  "В связи со сложившейся ситуацией однозначно можно сказать только одно: спутник "Ямал-401" полетит на "Протоне", - заявил ComNews заместитель генерального директора по маркетингу и бизнес-планированию ОАО "Газпром космические системы" (ГКС) Игорь Кот. - Речи о запуске на другой ракете не идет - да и это неосуществимо технически". По его словам, о возможном сдвиге сроков запуска можно будет судить только после того, как аварийная комиссия завершит работу и придет к определенным выводам.
  "Хотя эти выводы будут важной составляющей в оценке влияния аварии на наше расписание пусков, мы уже видим, что запуски спутников F2 и F3 будут, вероятно, отложены", - говорится в пресс-релизе Inmarsat, распространенном в пятницу, 16 мая.
  Такая ситуация скажется на глобальной развертке услуг спутниковой группировки Global Xpress (в нее также входит космический аппарат F1, запущенный в декабре 2013 г.). "Тем не менее начало коммерческой эксплуатации GX… равно как и намерения наших клиентов приобретать эти услуги, не будут зависеть от отсрочек по доступности глобального сервиса", - подчеркивает компания.
  Представитель ФГУП "Космическая связь" (ГПКС) на запрос ComNews ограничился напоминанием, что "определение сроков последующих запусков находится в ведении Федерального космического агентства". Пресс-служба этого ведомства вчера была недоступна для комментариев.
  Емкость спутника ГПКС "Экспресс-АМ7" планировало использовать ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (РТРС). Пресс-секретарь РТРС Игорь Степанов вчера не стал комментировать возможные действия этого оператора при срыве запуска, пояснив, что ему сложно говорить о гипотетических ситуациях. "У нас полное резервирование на все случаи жизни, штатное вещание мы в любом случае обеспечим", - заверил Степанов.
  В свою очередь, британская компания Earthly Orbit Communications арендовала три транспондера C-диапазона и два - Ku-диапазона на спутнике "Экспресс-АМ8" (см. новость ComNews от 22 июня 2012 г.). Еще пять транспондеров на АМ8 арендует немецкая группа Romantis (см. новость ComNews от 23 марта 2012 г.).

qwest

Межведомственная комиссия назвала основную версию аварии "Протона-М"

  Межведомственная комиссия по анализу причин неудачного запуска 16 мая ракеты-носителя "Протон-М" исключает версии аварии в результате ошибки в расчетах и сбоя в системе управления. Об этом сообщил во вторник председатель комиссии, первый замгендиректора ФГУП "ЦНИИмаш" Александр Данилюк.
  "Ошибка в расчетах не могла стать причиной нештатной ситуации. Запуску ракеты предшествовало моделирование полета с теми же исходными данными, по которым составлена программа полета", - сказал он.
  Данилюк также сообщил, что сбоев в системе управления ракеты-носителя зафиксировано не было. "По данным экспресс-анализа полученной телеметрической информации, система управления отработала штатно, в строгом соответствии с программой полета ракеты", - сказал он.
  В настоящее время в качестве основной предварительной версии аварии "Протона-М" рассматривается отказ рулевого двигателя третьей ступени, сообщил Данилюк. По данным телеметрии, рассказал он, давление в рулевом двигателе третьей ступени ракеты-носителя "Протон-М" во время происшествия упало в 15 раз. "Падение давления зафиксировано данными телеметрических измерений и означает, что в трубопроводе генераторного газа на выходе турбины в рулевом двигателе давление уменьшилось не на проценты, а в 15 раз", - сказал он.
  Регулирование тяги рулевого двигателя извне не предусмотрено и, соответственно, просто не может быть заложенным в программу полета, отметил Данилюк. Он также уточнил, что третья ступень "Протона-М" начала работу с 324-й секунды полета и должна была закончить на 583-й секунде. "В нашем случае полет завершился на 546-й секунде", - добавил председатель комиссии. Таким образом, третья ступень недоработала до отделения головной части 37 секунд.
  Ранее о том, что в качестве основной предварительной причины аварии рассматривается отказ рулевого двигателя третьей ступени, заявлял глава Роскосмоса Олег Остапенко.
  Межведомственная комиссия по расследованию причин нештатного запуска ракеты-носителя "Протон-М" была создана в день аварии. Предварительные результаты работы комиссии, сообщил Данилюк, должны быть озвучены до 22 мая. Ранее сообщалось, что межведомственная комиссия установит причины аварии к середине июня.
  Стартовавший 16 мая с Байконура "Протон-М" с космическим аппаратом связи "Экспресс-АМ4Р" на борту сгорел в плотных слоях атмосферы. Головная часть в составе разгонного блока "Бриз-М" и космического аппарата не успела отделиться от ракеты, и спутник не был выведен на орбиту.
  Предыдущий неудачный запуск «Протона» состоялся 2 июля 2013 года. Через минуту после старта носителя с разгонным блоком ДМ-03 и тремя навигационными спутниками «Глонасс-М» ракета сбилась с курса и упала на территории космодрома Байконур. Причиной падения ракеты стала неправильная установка датчиков угловых скоростей.

PREDATOR77

Причиной падения «Протона» мог стать посторонний предмет в двигателе
Причиной аварии ракеты-носителя «Протон-М» со спутником связи «Экспресс-АМ4Р» мог стать посторонний предмет или металлическая стружка, попавшая в рулевой двигатель третьей ступени.
Об этом РИА «Новости» сообщил председатель Межведомственной комиссии (МВК), первый заместитель генерального директора ФГУП «ЦНИИмаш» Александр Данилюк.
«Мог попасть и посторонний предмет. Сам двигатель после сборки проходит пневматические и гидравлические испытания. Другими словами, его продувают и промывают. Если посторонний предмет попал в двигатель, то, скорее всего, при сборке третьей ступени», -- отметил он.
Данилюк также ответил на вопрос о том, принимаются ли на работу по сборке ракет-носителей «Протон» трудовые мигранты.
«Комиссия проверит это, но в любом случае к сборке ракет-носителей допускается только персонал, соответствующий установленным квалификационным требованиям. Статья 3 Трудового кодекса запрещает дискриминацию в сфере труда», -- подчеркнул он.
Глава МВК также пообещал, что запуски «Протонов» возобновят после установления причины нештатной ситуации и ее устранения.
Ракета-носитель «Протон-М» стартовала с космодрома Байконур в ночь на 16 мая. Она должна была вывести на орбиту российский спутник связи «Экспресс-АМ4Р». Из-за нештатной ситуации на этапе работы третьей ступени на 545-й секунде полета у ракеты отказал рулевой двигатель, и она рухнула, предположительно, на территории Алтая или в акватории Тихого океана.

PREDATOR77

Причиной аварии "Протона", предварительно, стало разрушение подшипника
Основная версия аварии "Протона-М" со спутником "Экспресс-АМ4R" за четыре дня до официального объявления -- это разрушение подшипника турбонасосного агрегата рулевого двигателя третьей ступени, заявил журналистам глава межведомственной комиссии Александр Данилюк.
"Основная версия какая была, такая она и осталась -- разрушение подшипника турбонасосного агрегата рулевого двигателя третьей ступени. Никакой фантастики -- все скучно и прагматично", -- сказал Данилюк, отвечая на вопрос РИА Новости.
По его словам, версию саботажа межведомственная комиссия не рассматривает.
"Наша комиссия такую версию не рассматривает, так как просто на это мы не имеем никакого права. Этим занимаются люди, которые имеют право проводить оперативно-следственные действия -- таков закон", -- сказал глава комиссии. По его словам, проникновение на предприятие-изготовитель посторонних лиц исключается.
"Можно предположить, конечно, что некий Джеймс Бонд прокрался на предприятие, но этим комиссия не имеет права заниматься, наша деятельность прагматичная. У нас есть телеметрия, мы моделируем и проверяем, что могло или чего не могло быть. Все версии -- технические. Никаких сенсаций нет и не будет, просто потому что их нет", -- заключил глава комиссии.
Он напомнил, что комиссия 8 июня заканчивает свою работу и ее результаты будут представлены правительству РФ.

PREDATOR77

"Известия": причиной падения "Протона" стал производственный дефект
Причиной крушения ракеты-носителя "Протон-М" стал производственный дефект. Об этом пишет газета "Известия" со ссылкой на главу комиссии по расследованию причин аварии Александра Данилюка.
"Члены комиссии -- а их больше 20 человек -- пришли к выводу, что причиной аварии стал производственный дефект в ходе сборки, который привел к разрушению узла подшипника турбонасосного агрегата", -- сказал он.
"Эта версия окончательная, не думаю, что тут нам будет что добавить", -- добавил он.
Между тем, источник в руководстве Центре Хруничева считает выдвинутую комиссией версию несостоятельной:
"Версия с подшипником никак не ложится в те математические модели, которые сделаны. Но альтернативной версии у нас нет. Честно говоря, мы сами не понимаем, что произошло, однако и в Центре Хруничева, и в Конструкторском бюро химавтоматики, где разрабатывался двигатель, полагают, что версия о подшипнике здесь не подходит", -- отмечается в сообщении.

PREDATOR77

Стало известно, почему упал "Протон"

Комиссия по расследованию причин аварии ракеты-носителя «Протон-М» завершила работу. В Центре Хруничева официальную версию считают несостоятельной.
-- Члены комиссии -- а их больше 20 человек -- пришли к выводу, что причиной аварии стал производственный дефект в ходе сборки, который привел к разрушению узла подшипника турбонасосного агрегата, -- рассказал «Известиям» Александр Данилюк, глава комиссии по расследованию причин аварии ракеты-носителя «Протон-М» 16 мая. -- Эта версия окончательная, не думаю, что тут нам будет что добавить.
Ракета-носитель «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» и спутником связи «Экспресс АМ4R» стартовала с Байконура 16 мая. Третья ступень начала работу на 324-й секунде полета и должна была закончить на 583-й секунде. В реальности полет завершился на 546-й секунде; третья ступень не доработала 37 секунд. Телеметрия показала резкое падение давления в рулевом двигателе третьей ступени. Если считать выводы комиссии верными, то виноватых в производственном дефекте следует искать в Воронежском механическом заводе (ВМЗ), который является филиалом Центра Хруничева. Как объяснили «Известиям» в «Хруничеве», закупка, установка и испытания подшипника проводились на ВМЗ.
Источник в руководстве «Хруничева» считает выдвинутую комиссией версию несостоятельной:
-- Версия с подшипником никак не ложится в те математические модели, которые сделаны. Но альтернативной версии у нас нет. Честно говоря, мы сами не понимаем, что произошло, однако и в Центре Хруничева, и в Конструкторском бюро химавтоматики, где разрабатывался двигатель, полагают, что версия о подшипнике здесь не подходит.
Данилюк говорит, что знаком с точкой зрения представителей «Хруничева», но она в данном случае не является наиболее значимой.
-- Центр Хруничева в данном случае -- сторона заинтересованная, поэтому в составе комиссии по расследованию причин аварии их представителей нет. Оценку производили независимые эксперты, и среди них особых разногласий не возникло, -- резюмировал Данилюк.
Производственный дефект -- наиболее часто встречающаяся причина аварий «Протонов» в последние годы. Так как наибольшее количество неудач последних лет было вызвано нештатной работой разгонных блоков «Бриз», то чаще всех претензии адресовались к омскому ПО «Полет» -- еще одному дочернему предприятию «Хруничева». В августе 2012 года, после очередной потери запущенных «Протоном» спутников, от занимаемой должности были освобождены заместитель гендиректора по качеству и сертификации «Полета» Владимир Приходькин, а также главный технолог, заместитель главного инженера по качеству «Полета» Сергей Анохин. Генеральному директору «Полета» Григорию Мураховскому тогда был объявлен выговор.
Нынешняя спешка Роскосмоса в выяснении причин аварии «Протона» вполне объяснима: ракета является основной как для реализации Федеральной космической программы, так и для коммерческих запусков, а до тех пор, пока причины аварии не будут установлены и локализованы на производстве, ни один «Протон» стартовать не сможет. Если работа комиссии затянется, то будет скомкана вся пусковая программа текущего года.
В то же время эксперты уверены: торопиться с выводами не стоит, лучше досконально выяснить все нюансы и причины аварии. 
-- Я бы не торопился с запуском следующих ракет до полного и обстоятельного выяснения причин аварии 16 мая, -- говорит Андрей Ионин, член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского. -- Понятно же, что авария может повториться по той же невыявленной причине. В 1999 году была такая история: по одной и той же причине упали два «Протона». Тогда комиссия торопилась подписать заключение, чтобы как можно быстрее возобновить пусковую программу.

PREDATOR77

Глава Роскосмоса: пуски ракет-носителей "Протон-М" возобновятся не раньше осени
МОСКВА, 2 июля. /ИТАР-ТАСС/. Пуски ракет-носителей "Протон-М", которые были временно приостановлены после аварии 16 мая, возобновятся не раньше осени этого года. Об этом сообщил ИТАР-ТАСС глава Роскосмоса Олег Остапенко.
"По завершении всех проверочных мероприятий мы определимся по запускам и будем их планировать. Конкретные сроки я бы сейчас называть не стал. В любом случае, мы это сделаем максимально быстро, чтобы не затягивать и не срывать программу пусков. Постараемся уложиться в два-три месяца", - сказал он, отметив, что, скорее всего, летом пусков "Протонов" не будет".
Аварии "Протона"
Стартовавший 16 мая с Байконура "Протон-М" с аппаратом связи "Экспресс-АМ4Р" на борту сгорел в плотных слоях атмосферы.
Головная часть в составе разгонного блока "Бриз-М" и спутником не успела отделиться от ракеты, и аппарат не был выведен на орбиту. Как сообщил Остапенко, причиной аварии стало разрушение подшипника в турбонасосном агрегате рулевого двигателя третьей ступени ракеты.
Программа года по коммерческим пускам "Протонов" будет выполнена
Между тем в компании International Launch Services (ИЛС - совместное российско-американское предприятие), имеющей эксклюзивное право на маркетинг и коммерческую эксплуатацию ракет-носителей "Протон-М", сообщили, что программа этого года по коммерческим пускам ракет "Протон-М" будет выполнена в полном объеме, несмотря на аварию, происшедшую 16 мая.
В свою очередь, источник в ракетно-космической отрасли сообщил ИТАР-ТАСС, что ближайший пуск "Протона" по коммерческой программе по линии ИЛС должен был состояться в августе этого года. "На орбиту планировалось вывести российский спутник связи "Ямал".

Вверх

Кто онлайн

Пользователи просматривают эту тему за последние 30 минут:
0 Пользователей и 1 Гость