Добро пожаловать на форум Yarik-Sat

||| Если это Ваш первый визит, рекомендуем почитать Условия использования сайта и форума Yarik-Sat.Ru . Для размещения своих сообщений необходимо войти или зарегистрироваться ... |||


Аварии на спутниках

Автор admin, Четверг 05 Февраль 2015, 14:35:31

« предыдущая тема - следующая тема »
Вниз

admin

Минкомсвязь: вещание телеканалов в зоне охвата сломавшегося спутника восстановят за сутки

Вещание всех каналов для 90% аудитории, затронутой сбоем спутника "Экспресс-АМ33", планируется восстановить в полном объеме в течение суток, сообщили в пресс-службе Минкомсвязи РФ. Всего,
как уточнили в ведомстве, в зоне покрытия аппарата проживает 13,5 млн человек. В министерстве отметили, что в первые же минуты после прекращения вещания сработала система экстренного переключения, и трансляция пошла через спутник "Ямал-401". В результате, подчеркнули в пресс- службе, "в первый час у большинства населения заработали все телевизионные каналы, а Первый канал охватил сразу 90% своих зрителей". "В течение суток планируется в полном объеме восстановить вещание всех каналов для 90% аудитории", - добавили в Минкомсвязи. В удаленных районах принимающие антенны перенастроят в течение двух недель.
Что случилось со спутником По данным ведомства, проблемы с "Экспрессом-АМ33" начались накануне вечером - в 22:35 мск. Связь со спутником была потеряна, стало известно о потере ориентации аппарата, рассказали в министерстве. Сейчас спутник пытаются реанимировать - с него периодически поступают телеметрические данные. "Космический аппарат реагирует на команды, идет тестирование полезной нагрузки, перезагружается ряд математических данных", - пояснили в министерстве. "Экспресс-АМ33" был выведен на орбиту в январе 2008 года, в эксплуатацию его ввели в апреле 2008-го. Его создали в НПО "Прикладная механика" им. Решетнева /ныне "Информационные спутниковые системы", "ИСС"/ вместе с компанией Thales Alenia Space. Как сообщили ТАСС в "ИСС", за все годы работы нареканий к спутнику не возникало, а срок его службы истекает только в 2018 году. "Экспресс-АМ33" предназначен для предоставления услуг телерадиовещания, телефонии, передачи данных, услуг мультимедиа, подвижной президентской и правительственной связи, а также коммерческой мобильной связи. Зона охвата аппарата включает территорию России и Казахстана, а также северные районы Центральной Азии, Монголии и Китая. Через него в регионах Сибири осуществлялось вещание Первого канала, "России-1", "Культуры", Пятого канала, ТВ Центр, "Радио России" и радио "Маяк".

admin

 Специалисты ФГУП "Космическая связь" (ГПКС) и ИСС им. академика М.Ф.Решетнева смогли полностью восстановить работоспособность спутника "Экспресс-АМ33" всего через 16,5 часа после аварии, связанной с потерей им ориентации. На время отсутствия связи с "Экспрессом-АМ33" трансляцию общероссийских телеканалов в аналоговом формате для 13,5 млн домохозяйств в Сибири обеспечил спутник "Ямал-401". Авария на космическом аппарате "Экспресс-АМ33" произошла через семь лет после его вывода на орбиту, хотя производитель (ИСС) заявил для этого спутника 12-летний срок активного существования. О последствиях аварии сообщала вчера пресс-служба Минкомсвязи России. В 22:35 по московскому времени 3 февраля 2015 г. дежурный персонал ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (РТРС) зафиксировал потерю связи с "Экспрессом-АМ33". В это же время владелец спутника, ГПКС, сообщил о потере ориентации космического аппарата. "В настоящее время продолжаются попытки реанимировать спутник: с него периодически поступают телеметрические данные. Сейчас космический аппарат реагирует на команды, идет тестирование полезной нагрузки, перезагружается ряд математических данных", - отмечалось в сообщении Минкомсвязи, разосланном в редакции СМИ 4 февраля в 11:13 по московскому времени. В ночь с 3 на 4 февраля ведомство создало оперативный штаб, в который вошли рабочие группы ГПКС, РТРС и телеканалов, вещание которых шло через спутник. "Причины аварии пока не названы, - рассказывал репортеру ComNews начальник отдела по связям с общественностью ГПКС Денис Сухоруков. - В настоящее время специалисты ГПКС и ИСС им. академика М.Ф.Решетнева (производитель космического аппарата - Прим. ComNews) предпринимают усилия по восстановлению работоспособности спутника". "Есть шансы вернуть спутник в строй, но оценивать эти шансы пока рано", - уточнял представитель пресс-службы Минкомсвязи. По словам заместителя генерального директора по маркетингу и бизнес- планированию ОАО "Газпром космические системы" (ГКС, владелец спутника "Ямал-401") Игоря Кота, для минимизации последствий аварии был задействован ресурс С-диапазона "Ямала-401" в объеме около 50 МГц. Ресурс других спутников орбитальной группировки ГКС не привлекался, подчеркивал представитель этой компании. "Насколько долго будет работать эта схема, мы не обсуждаем, поскольку надеемся и искренне того желаем, что коллеги из "Космической связи" справятся с ситуацией и восстановят работу "Экспресса-АМ33". В любом случае, мы всегда готовы оказать все возможное содействие при возникновении подобных ситуаций", - резюмировал Игорь Кот. Уже в 15:00 специалистам ГПКС и ИСС удалось полностью восстановить использование "Экспресса-АМ33" по целевому назначению и возобновить предоставление услуг связи и вещания на базе его ресурса, заявила пресс-служба ГПКС. "Экспресс-АМ33" обеспечивает в аналоговом формате вещание общероссийских телеканалов "Первый канал", "Россия-1", "Культура", "Пятый канал", "ТВ Центр", а также "Радио России" и радио "Маяк" в регионах зоны вещания "В" (Алтайском и Красноярском краях, Иркутской, Кемеровской, Томской областях, республиках Алтай, Бурятия, Хакасия, Тыва). Кроме того, "Первый канал" транслируется через этот спутник на Новосибирскую область. Помимо этого, ресурс "Экспресса- АМ33" задействуют российские VSAT-
операторы ГК AltegroSky, ОАО "КБ "Искра", ОАО "РТКомм.РУ", ЗАО "Вэб Медиа Сервисез" (бренд HeliosNet), ЗАО "Амтел-Связь" (бренд Amtelcom), ЗАО "Дозор-Телепорт", ООО "Эквант", ООО "ГеоТелекоммуникации", ЗАО "Норильск-Телеком". "У нас 15 МГц на АМ33, и мы продолжаем на нем работать", - рассказал репортеру ComNews генеральный директор AltegroSky Сергей Пехтерев. Авария на "Экспрессе-АМ33" снова поднимает вопрос, каким путем должны развиваться отечественные операторы, отметил он. Можно либо использовать отечественные спутники, чтобы с риском для коммерческого успеха обеспечить сохранение рабочих мест на предприятиях Роскосмоса и развитие передовых технологий в России, либо, как это произошло в гражданской авиации, допустить на отечественный рынок зарубежных производителей, дав шанс нашим операторам сохранить конкурентоспособность,
подчеркивает Пехтерев. По словам коммерческого директора "РТКомм.РУ" Александра Степанова, авария затронула клиентов на Урале и в Сибири. "Есть возможность перевести их на "Ямал-401", но поскольку спутник восстановил работоспособность, необходимости в переводе нет", - отметил он. В зоне краткосрочной аварии оказалось 13,5 млн человек. В первые минуты после аварии сработала система экстренного переключения, созданная РТРС, и трансляция телеканалов пошла по резервным системам через космический аппарат "Ямал-401". В первый час у большинства пользователей заработали все телеканалы, причем "Первый канал" охватил сразу 90% своих зрителей.

admin

Причиной сбоя в работе спутника "Экспресс-АМ33" в ночь с 3 на 4 февраля, по предварительным данным, стали "воздействия факторов космического пространства". Нештатная ситуация вряд ли повлияет на срок эксплуатации космического аппарата. Об обстоятельствах аварии порталу ComNews рассказал в пятницу, 13 февраля, начальник отдела по связям с общественностью оператора спутника, ФГУП "Космическая связь" (ГПКС), Денис Сухоруков. По его словам, соответствующую информацию ГПКС получило от создателя космического аппарата - ОАО "Информационные спутниковые системы" им. академика М.Ф.Решетнева" (ИСС).
Факторы космического пространства привели к сбоям в работе бортового цифрового вычислительного комплекса и к "закрутке" аппарата, отметил Денис Сухоруков. "В настоящее время работоспособность спутника восстановлена, "Экспресс- АМ33" используется ГПКС по целевому назначению без ограничений", - подчеркнул он.
По сведениям представителя ГПКС, в ИСС создана специальная комиссия, которая подробно исследует причины произошедшего события и при необходимости сформирует рекомендации по дальнейшей работе со спутником. На вопрос о том, сократит ли нештатная ситуация срок эксплуатации спутника и может ли она считаться страховым случаем, Денис Сухоруков не ответил.
В то же время вице-президент ОСАО "Ингосстрах" (страхует "Экспресс- АМ33" наряду с группой "СОГАЗ") Александр Подчуфаров сообщил ComNews, что его компания никаких заявлений от ГПКС не получала.
"Для признания случая страховым отказ должен быть устойчивым: спутник погиб или потерял какие-то возможности, - объяснил Александр Подчуфаров. - А если аномалия временная, это не страховой случай".
Ранее Денис Сухоруков отмечал, что предприятие "проинформировало надлежащим образом ОСАО "Ингосстрах" о событии, которое произошло 3 февраля 2015 г.".
Пресс-служба страховой группы "СОГАЗ" от комментариев воздержалась.
Запуск "Экспресса-АМ33" был застрахован "Ингосстрахом" и "СОГАЗом" семь лет назад. Компании поделили страховую премию между
собой в соотношении 70/30 (см. новость ComNews от 29 января 2008 г.). Тогда Александр Подчуфаров информировал ComNews, что полный размер премии двух страховщиков насчитывал около 240 млн руб. Если учесть, что, по его же данным, запущенный спутник стоил 1,756 млрд руб. (или примерно $72 млн по тогдашнему курсу), то страховая премия составляла 13,7% стоимости космического аппарата.
ГПКС перестраховывает свои спутники каждый год, поэтому последний раз "Ингосстрах" и "СОГАЗ" застраховали "Экспресс- АМ33" в декабре 2014 г. Остаточная стоимость космического аппарата составляет 645 млн руб., или около $11 млн, сообщал Александр Подчуфаров в начале февраля 2015 г.
3 февраля 2015 г., в 22:35 по московскому времени, дежурный персонал ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (РТРС) зафиксировал потерю связи с "Экспрессом-АМ33". В это же время ГПКС сообщило о потере ориентации космического аппарата (см. новость ComNews от 5 февраля 2015 г.).
В ночь с 3 на 4 февраля Министерство связи и массовых коммуникаций РФ создало оперативный штаб, в который вошли рабочие группы ГПКС, РТРС и телеканалов, вещание которых шло через спутник. По словам заместителя генерального директора по маркетингу и бизнес- планированию ОАО "Газпром космические системы" (ГКС) Игоря Кота, для минимизации последствий аварии был задействован ресурс С- диапазона спутника "Ямал-401", принадлежащего ГКС, в объеме около 50 МГц.
Уже в 15:00 4 февраля специалистам ГПКС и ИСС удалось полностью восстановить использование "Экспресса-АМ33" по целевому назначению и возобновить предоставление услуг связи и вещания на базе его ресурса.

admin

РТРС переходит с резервного канала подачи телепрограмм первого федерального мультиплекса, организованного через спутник "Ямал-401", на штатную схему с использованием космического аппарата (КА) "Экспресс-АМ33". Процесс перехода может занять от суток до трех дней. О переходе с резервного канала говорится в  письме заместителя директора Департамента оперативно- технического управления сетью телерадиовещания ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (РТРС) Андрея Терешина, адресованного филиалам РТРС и смежным компаниям (копия документа есть в распоряжении ComNews). "В связи с указанием Минкомсвязи и на основании решения ОАО "Информационные спутниковые системы" им. академика М.Ф. Решетнева" о возможности дальнейшего использования КА "Экспресс-АМ33" по
целевому назначению без ограничений в соответствии со штатной эксплуатационной документацией необходимо, начиная с 00:00 мск 25 февраля 2015 года, осуществить переход с ранее организованного резервного канала подачи федерального пакета
программ в стволе №5 КА "Ямал-401" на штатную схему распространения
телерадиопрограмм с использованием КА "Экспресс- АМ33", - говорится в письме.
Пресс-секретарь РТРС Игорь Степанов пояснил в беседе с ComNews, что телеканалы
сами приняли решение о возвращении к штатной схеме распространения телепрограмм
с использованием "Экспресс-АМ33". "Остальное - дело РТРС и наших филиалов.
Возвращение к штатной схеме распространения телепрограмм требует около суток", -
отметил он. Восстановление на вещательную зону "В" (Урал) штатной схемы вещания
федерального пакета, в состав которого входят, в частности, "Первый канал", "Россия
1", "Культура" и "Пятый канал", подтвердил и начальник отдела по связям с
общественностью ФГУП "Космическая связь" (ГПКС, оператор "Экспресса-АМ33") Денис
Сухоруков. "По нашей информации, процесс перевода займет два-три дня, после чего
канал подачи "спасенного" федерального пакета телепрограмм в транспондере №5
спутника "Ямал-401" будет выключен", - рассказал заместитель генерального директора
по маркетингу и бизнес- планированию ОАО "Газпром космические системы" (ГКС,
владелец "Ямала-401") Игорь Кот. После этого ГКС вернется к планам по загрузке
емкости, которые существовали до нештатной ситуации с "Экспрессом-АМ33" ,
отметил он.
Пресс-службы "Первого канала", "России 1" и "Пятого канала" вчера не ответили на
запрос ComNews. Источник на рынке, знакомый с ситуацией, пояснил ComNews, что
вещание с "Экспресса-АМ33" было восстановлено еще 4 февраля, а теперь РТРС
возобновляет прием сигнала с этого аппарата. 3 февраля 2015 г., в 22:35 по
московскому времени, дежурный персонал РТРС зафиксировал потерю связи с
"Экспрессом-АМ33". В это же время ГПКС сообщило о потере ориентации
космического аппарата . В ночь с 3 на 4 февраля Министерство связи и массовых
коммуникаций РФ создало оперативный штаб, в который вошли рабочие группы ГПКС,
РТРС и телеканалов, вещание которых шло через аварийный спутник. Для минимизации
последствий аварии был задействован ресурс С-диапазона на спутнике "Ямал-401" в
объеме около 50 МГц. Уже в 15:00 4 февраля специалистам ГПКС и создателя
космического аппарата, ОАО "Информационные спутниковые системы" им. академика
М. Ф. Решетнева" (ИСС), удалось полностью восстановить использование "Экспресса-
АМ33" по целевому назначению и возобновить предоставление услуг связи и вещания
на его базе. По предварительным данным ИСС, причиной сбоя в работе спутника стали
"воздействия факторов космического пространства", которые привели к сбоям в
работе бортового цифрового вычислительного комплекса и к "закрутке" аппарата .
Нештатная ситуация вряд ли повлияет на срок эксплуатации спутника.

qwest

Потеряна связь с построенным в России израильским спутником "Амос 5"

Израильская компания спутниковой связи "Халаль Тикшорет" сообщила о потере связи со спутником "Амос 5".
В отличие от предыдущих и последующих аппаратов серии "Амос", данный спутник, обеспечивавший связью Ближний Восток и страны Африки, был построен не израильским концерном "Авиационная промышленность", а российским компанией ОАО "Информационные спутниковые системы" имени академика М.Ф. Решетнева".
Спутник был запущен 11 декабря 2011 года с космодрома Байконур и должен был проработать до 2027 года. Однако с момента запуска уже трижды сообщалось о неполадках в работе спутника.
Сначала стало известно о падении мощности блока питания номер 1 на 50%, что вынудило операторов задействовать блок питания номер 2. Затем сообщалось, что блок питания номер 2 поставляет энергию только на четыре из восьми двигателей спутника. В третий раз стало известно, что блок питания номер два частично вышел из строя.



qwest

Спутник AMOS-5 вышел из строя из-за отказа системы электропитания

Отказ космического аппарата AMOS-5, произошедший 25 ноября 2015 года, случился из-за полного отказа системы электропитания или бортовой кабельной сети вследствие внешнего воздействия высокоскоростной космической частицы, говорится в сообщении ИСС.

Аппарат был создан компанией "Информационные спутниковые системы" (ИСС) имени академика Решетнева для израильской компании Spacecom.
"На настоящий момент, по данным исследования, наиболее вероятной причиной прекращения работы спутника является полный отказ системы электропитания или бортовой кабельной сети по шине 100 вольт вследствие фатального внутреннего отказа компонента системы электропитания или внешнего воздействия высокоскоростной космической частицы на критический элемент системы электропитания или на бортовую кабельную сеть по шине 100 вольт", -- отмечается в сообщении.
Компания также не исключает, что причиной мог послужить отказ компонентов командно-измерительной системы или полезной нагрузки.


admin

В компании Spacecom официально подтверждают потерю спутника Amos 5

Спустя три недели после отключения транспондеров спутника Amos 5 в компании Spacecom готовятся официально объявить о полной и окончательной потере контроля за данным спутником. После того, как технические службы оператора не сумели восстановить связь с запущенным на орбиту четыре года тому аппаратом, компания Spacecom начала готовить документы на получение страховки в размере 158 миллионов долларов.

Спутник Amos 5 приносил компании Spacecom примерно треть доходов, которые поступали от продажи услуг на рынке Африки, в частности - благодаря контрактам, заключённым с таким местными операторами, как Orange.

Инвесторы получили информацию о том, что, согласно заявлениям представителя ОАО «ИСС» имени академика М.Ф. Решетнёва» -- компании, производившей спутник, Amos 5 «будет полностью отключён от питания».

Спутник Amos 5 был проблемным с самого момента запуска. В 2013 году произошла авария в системе двигателей спутника, которая послужила причиной того, что страховые компании ввели исключения, связанные со страховыми обязательствами в подобных случаях.

Между тем в компании Spacecom уверены, что причиной окончательного выхода из строя спутника стали не неполадке в системе двигателей, однако пока ещё не установили истинную причину случившегося. «Согласно визуальным наблюдениям, спутник движется на орбите по заданной траектории, вращаясь при этом на скорости, которая типична для спутников полностью вышедших из строя».

По информации, полученной от производителя, наиболее вероятной причиной выхода спутника из строя является серьёзная авария систем энергоснабжения, связанная с внутренней неисправностью или ставшая следствием повреждением системы энергоснабжения или проводки в результате воздействия удара внешнего объекта.

Потеря связи со спутником Amos 5 выльется для компании Spacecom в потерю трети дохода. Очередной космический аппарат компании - спутник Amos 6 (мощности которого, согласно миллиардному контракту будет, в частности, использовать новый интернет-проект от Facebook) - будет запущен лишь в феврале. Эксперты рынка считают, что компания сможет запустить новый спутник, способный заменить вышедший из строя Amos 5, лишь через три года.

qwest

Спутник Amos-5 официально объявлен «мёртвым»

Cпутниковый оператор Spacecom (Израиль) официально объявил об окончательной потере вышедшего из строя спутника Amos-5. Об этом пишет портал Advanced Television.
В середине декабря прошлого года на рынке активно ходили разговоры о том, что в скором времени спутниковый оператор объявит об утрате телекоммуникационного аппарата Amos-5.
И вот в начале текущего года в компании признали факт невозможности восстановить связь с космическим аппаратом, на борту которого 21 ноября прошлого года произошли серьёзные неполадки в системе электроснабжения.
При этом в Spacecom заверили своих клиентов из стран Восточной Африки, в особенности - в Замбии, Малави, Мозамбике, Ботсване и Конго в том, что компания продолжает искать возможности предоставления им альтернативных спутниковых ёмкостей для передачи сигнала.
В компании Spacecom также отметили, что возвращение спутника к жизни не представляется возможным, поэтому компания будет обращаться в страховую компанию с просьбой о выплате ей страховой компенсации.


qwest

Гибель израильского спутника объяснили попаданием в него метеороида

Крупнейший российский производитель спутников -- железногорское ОАО «Информационные спутниковые системы им. академика М.Ф. Решетнёва» -- представил отчет о причинах утраты космического аппарата AMOS 5, принадлежавшего израильскому оператору Spacecom (спутник построен ИСС им. М.С. Решетнёва в 2011 году). Страховым компаниям и в адрес Spacecom направлено заключение, что наиболее вероятной причиной отказа AMOS 5 стало «повреждение изоляции кабельной сети вследствие попадания метеорно-техногенной частицы».
-- У нас есть основания считать, что имело место попадание в космический аппарат, потому что на спутнике сразу и полностью пропало напряжение. Как будто выключателем щелкнули и все лампы на люстре моментально погасли, -- рассказал «Известиям» генеральный директор ИСС имени Решетнёва Николай Тестоедов. -- Так не бывает при отказе любой из систем, потому что они резервируются, предохраняются. Спутник переходит на резервные схемы, борется с воздействием деструктивных факторов. Моментального выключения обычно не происходит.
Тестоедов подчеркивает, что моментальное отключение спутника на орбите не позволяет установить причину выхода из строя с высокой точностью, поэтому специалисты рассматривают вероятности.
-- Попадание частицы мы видим наиболее вероятной причиной, наряду с которой могут быть приняты во внимание менее вероятные, например скрытый дефект кабельной сети, развивающийся со временем под воздействием факторов космического пространства, -- говорит глава ИСС имени Решетнёва.
Телекоммуникационный космический аппарат AMOS 5, построенный по заказу израильской Spacecom, вышел из строя 21 ноября прошлого года; с ним была потеряна связь, сам аппарат прекратил вещание. Аппарат был выведен на орбиту 11 декабря 2011 года, расчетный срок его активного существования -- 15 лет. Спутник был застрахован на сумму $158 млн.
Летящий в космосе камень называют метеороидом. Когда он влетел в атмосферу Земли, это уже метеор. Если он долетел до поверхности Земли, это метеорит.
-- Попадания метеороидов в спутники нами отмечались и прежде, -- говорит Тестоедов. -- Раньше мы делали в основном аппараты герметичного исполнения, и если по спаду давления было понятно, что случилось повреждение гермоконтейнера, а спутнику несколько лет всего и иных причин вроде быть не должно, тогда допускали вероятность повреждения метеоритом. Вы же видите, как часто МКС приходится уклоняться от космического мусора. Да, на геостационарной орбите мусора техногенного происхождения меньше, чем на низкой околоземной, но там аппараты подвержены воздействию частиц естественного происхождения.
Космические аппараты и МКС регулярно бомбардируются частицами из космоса. Каждый год Земля попадает в зону примерно дюжины мощных метеорных потоков. Время от времени наша планета попадает в наиболее плотные области этого пылевого тора, и тогда мы можем наблюдать метеорные дожди интенсивностью до 10 тыс. метеоров в час.
Осенью 2014 года в радиаторе МКС было обнаружено отверстие длиной 13 см и шириной 10 см, оставленное метеороидом или космическим мусором.
-- Мы не будем комментировать заключения специалистов ИСС имени Решетнёва, -- заявил «Известиям» официальный представитель Spacecom Джош Шуман. -- Результаты изучения причин аварии AMOS 5 Spacecom публиковать не планирует.
Эксперты согласны, что космический аппарат может быть поврежден метеороидом, но отмечают, что такие повреждения производители космических аппаратов обычно предусматривают.
-- Вероятность повреждения спутника или носителя метеоритом или техногенной частицей невелика, но она всегда присутствует, -- говорит Константин Салтыков, технический директор спутникового оператора «Орион». -- Космические тела могут быть и малыми, и огромными, а столкновение с мельчайшими частицами любой аппарат испытывает ежедневно десятки раз. Это тщательно учитывается при проектировании защитной обшивки и открытых элементов конструкции. При этом учитывается важность аппаратуры, кратность ее резервирования, площадь конструкций и частота столкновения с частицами в зависимости от их размера. В то же время массогабаритные параметры аппаратов не позволяют обеспечить абсолютную защиту, например, всех кабельных линий, от частиц любого размера. Иногда «дешевле» допустить сквозное повреждение резервированной конструкции, чем обеспечить ее бронирование на случай такого столкновения. Думаю, что опровергнуть или доказать утверждение о такой причине утраты космического аппарата AMOS-5 практически невозможно, но в любом случае специалистам ИСС имени Решетнёва виднее.
Прошлый год выдался богатым на космические аварии: в апреле неудачно закончился запуск корабля «Прогресс» с грузом для МКС, в мае неудачно стартовал «Протон» с мексиканским телекоммуникационным аппаратом. Также в прошлом году на орбите отказали зарубежные спутники российского производства -- EgyptSat 2 в мае и AMOS 5. В начале декабря космические войска утратили при запуске спутник «Канопус-СТ».



Вверх

Кто онлайн

Пользователи просматривают эту тему за последние 30 минут:
0 Пользователей и 1 Гость